20 октября в Совете Федерации обсудили проблему инфобизнеса и качества платных образовательных и других информационных услуг.
Вопросы защиты прав потребителей платных образовательных услуг стали центральной темой круглого стола Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Эксперты обсудили основные нарушения, риски и правовой статус бизнес-тренеров, коучей и наставников, а также защиту прав потребителей при покупке услуг в Интернете и проблему «инфоцыганства».
Участники заседания внесли свои предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменения, включая инструменты отраслевого и общественного контроля.
Открыл заседание председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. Он акцентировал внимание не только на доступности и стремительном росте возможностей в образовательной сфере, но и на наличии недобросовестных участников.
«Потребитель находится в уязвимом положении, что требует пристального внимания к вопросам защиты его прав», - добавил сенатор.
Вячеслав Тимченко также подчеркнул необходимость определения правового статуса бизнес-тренеров, коучей и наставников, предоставляющих и продвигающих свои услуги через Интернет.
Председатель экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей при Комитете СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Зобнев озвучил основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются потребители:

Заместитель председателя Совета по развитию проектов креативной экономики Торгово-промышленной палаты России, руководитель РГ по регулированию инфобизнеса и блогосферы Мария Тарханова отметила необходимость ужесточения контроля за цифровыми платформами, на которых инфобизнес оказывает платные информационные услуги.
«Большинство проблем решила бы обязательная государственная аккредитация и привлечение к уголовной ответственности за ведение деятельности без её наличия», - уточнила Тарханова.
По ее словам, необходимо использовать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, как механизм обеспечения качества и контроля.
Заместитель начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Наталья Павлюченко проинформировала о резком росте числа обращений граждан, связанных с недобросовестным оказанием информационно-образовательных услуг, особенно в дистанционном сегменте.
По словам Павлюченко, в 2024 году было зафиксировано более 4000 обращений, что на 30% превысило показатели 2023 года. И неблагоприятная динамика сохраняется. Так только за первое полугодие 2025 года в Роспотребнадзор уже поступило около 3700 жалоб.
Особую озабоченность вызывают представители так называемого «инфобизнеса», которые под видом образовательных программ оказывают консультационные услуги, не подпадающие под государственные профессиональные образовательные стандарты, заключила Павлюченко.
В свою очередь, начальник отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ Николай Пайганов выдвинул предложение установить запрет на реализацию в дистанционной форме тех программ, по которым отсутствуют утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты.
Говоря о контрольно-надзорной деятельности в сфере предоставления онлайн-услуг, было отмечено, что озвученных индикаторов риска достаточно для проведения внеплановых проверок инфобизнесменов государственными органами. А для повышения эффективности контроля качества предоставляемых услуг необходимо усиление взаимодействия всех участников отрасли, в том числе и профильных ведомств.